Муниципальное общеобразовательное учреждение Спицынская средняя
общеобразовательная школа п. Ленинская Искра
Котельничского района
612641 Кировская область Котельничский район
п. Ленинская Искра ул. Ленина, 6а
Телефон (8242) 3-13-41
Директор школы: Ошурков Игорь Валерьевич
Программа развития школы
Структура Программы
Информационная справка о школе
1. Стратегический анализ образовательной ситуации в школе за 2002 – 2005 годы
2.Ведущие идеи концепции.
3.Стратегическая деятельность в рамках Программы развития
4.Рабочий план реализации Программы развития.
5.Ожидаемый результат.
6.Оценка эффективности реализации Программы развития
Информационная справка о школе
Характеристика внешней среды школы
С основания (1968г) школа является центром образования на селе. На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположенность в сельской местности, на центральной усадьбе прославленного, ордена «Октябрьской революции» СПК колхоза «Искра» – в 120 км от областного центра – г. Кирова и 5 км от районного центра – г. Котельнич. Непосредственная близость учеников к живой природе, возможность тесного взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое, экологическое развитие школьников. Находящиеся в посёлке ДЮК ФП с активно работающими секциями (волейбол, баскетбол, ОФП, зимний полиатлон, лыжные гонки); СЮТУР; музыкальная школа; музей истории крестьянства; сельская библиотека; оборудованный школьный стадион, спортивная площадка способны обеспечить удовлетворение интеллектуальных, эмоциональных, эстетических запросов учащихся школы, их потребностей в физическом развитии.
Социальные исследования, проведённые в этом году, выявили, что состав семей характеризуется следующими показателями:
- количество семей - 857 (2279 чел по посёлку) в округе 1160 сем. 3010 жителей.
- из них многодетных - 36
- неполных - 104
- семей с отчимом - 10
Большая часть родителей работает в СПК колхозе «Искра»; остальные работают на предприятиях и в учреждениях г. Котельнич; безработные - 1 семья. Учитывая эти исследования можно сделать следующий вывод: состав семей, с которыми приходится работать достаточно разнообразный, требующий разносторонних профессиональных умений педагогов школы.
Родители с высшим образованием составляют 13,5%, со средним специальным – 22,4%, со средним – 46,7%, с неполным средним – 9,3%.
Характеристика внутренней среды школы
В школе 322 обучающихся, 16 классов-комплектов. Количество учащихся в классах от 14 до 29 человек. Образовательный процесс проходит в одну смену по принципу модульной организации. В школе реализуются базовые образовательные программы по предметам, предусмотренными стандартом образования. Дополнительно, за счёт школьного компонента и за счёт работы системы дополнительного образования, ведётся изучение экологии, ОБЖ, музыкально-ритмического воспитания, изучение швейного дела и трактора. Во второй половине дня каждый может реализовать себя в кружках и секциях школы и учреждений дополнительного образования.
Психолого-педагогические исследования показали, что 68 % учащихся имеют оптимальный уровень обучаемости, 24 % допустимый, 8 % низкий, при этом все ученики обладают разнообразными интересами, склонностями.
100 % выпускников успешно сдали вступительные экзамены и продолжают образование в высших и средних учебных заведениях.
Уровень педагогического мастерства коллектива учителей достаточен для создания условий, при которых возможна максимальная самореализация каждого ученика.
В школе работает 28 учителей, из них 3 мужчин. Имеют высшее образование 24 педагога (83%), среднее специальное - 5(17,2%). Квалификационные категории распределены следующим образом: высшую – имеют 8 учителей(24,1%); первую - 17(51,7%); вторую - 2(20,6%). Таким образом, имеет категории 27 педагогов (99%) – высокий уровень квалификационной подготовки педагогического коллектива.
Социологические исследования выявили, что родители в основном удовлетворены услугами, которые предоставляет школа для обучения и развития их детей.
1. Стратегический анализ образовательной ситуации в школе.
Здоровье и здоровый образ жизни
Одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива является формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и потребности в здоровом образе жизни.
Школа работает по модульному принципу построения учебного года, увеличили за счёт школьного компонента количество часов физической культуры до 3х в неделю (с 5 по 11кл.), провели отслеживание и анализ состояния здоровья участников образовательного процесса, создали информационный банк данных, проводится работа по более широкому внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Валеологическое воспитание обучающихся проводится через введение курса «Валеология» на уроках ОБЖ (1-11 класс), уроков экологии (9-11 класс). Используя возможности микросоциума, работая в тесном взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, обучающиеся получают возможность заниматься в спортивных секциях ДЮК ФП - 250 человек, в СЮТУР - 55 человек, в школьных спортивных секциях - 92 человека, в музыкальной школе - 44 человека, РДПШ - 60 человек, музей истории и крестьянства – 15 человек, ДК - 7 человек, в школьной вокальной студии - 30 человек.
Количество обучающихся вовлечённых в оздоровительные мероприятия
Таблица 1
· Мероприятия |
Количество обучающихся в % |
|||
2002-2003г. |
2003-2004г. |
2004-2005г. |
2005- 2006г. |
|
Изучение ОБЖ |
100 |
100 |
100 |
100 |
Изучение ритмики в начальной школе |
100 |
100 |
100 |
100 |
Занимаются физ. культ. 2 часа нач. школа |
100 |
100 |
100 |
100 |
Занимаются физ. культ. 3 часа ср. школа |
100 |
100 |
100 |
100 |
Занимаются в спортивных секциях |
43 |
53 |
63 |
71 |
Дни здоровья |
88-96 |
89-98 |
89-98 |
95-98 |
Общешкольная Спартакиада (классы) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Спартакиада допризывников |
|
98 |
98 |
98 |
По данным медицинского осмотра выявлена тенденция уменьшения количества учащихся имеющих различного рода заболевания (от5% до 50%), поэтому приятно отметить, что все усилия, которые мы предпринимаем по созданию здоровьесберегающей среды в школе дают свои неплохие результаты.
Уровень здоровья школьников (количество учащихся, не пропустивших учебные дни по болезни) невысокий - 63%, у старшеклассников -73%. Стабильно количество учащихся, отнесенных к первой и второй группам здоровья: 13 % и 76%. Выявлена тенденция увеличения количества обучающихся, имеющих сколиоз. Причины комплексные: проблемы наследственности, несоблюдение в школе температурного режима, несбалансированное питание в семье, недостаточно ответственное отношение части родителей к здоровью своих детей.
Пики заболеваемость педагогов приходятся на ноябрь, март. Наиболее распространены заболевания верхних дыхательных путей.
Таким образом, существует проблема сохранения и укрепления здоровья детей и учителей.
Инновационные механизмы решения проблемы: совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды посредством реализации программы «Здоровье».
Уровень воспитанности обучающихся
Воспитание рассматриваем как целенаправленный процесс организации и стимулирования активной деятельности развивающейся личности по овладению общественным опытом, духовно-нравственными и культурными ценностями. Ставим целью организацию эффективного взаимодействия с социумом, через создание сельского социокультурного комплекса.
Воспитательная работа в школе осуществляется в режиме тематических месячников, в форме традиционных мероприятий: вечер встречи выпускников, дни здоровья, праздники «Осенний бал», «Прощание с букварем», «Прощание с начальной школой», выпускной бал, «Весёлые старты», «А ну-ка парни!» и пр.
В школе продолжает развиваться детское самоуправление «РИД», органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников, который участвует в принятии решений по основным направлениям развития школы.
В школе работают разнообразные кружки и секции. Уровень занятости обучающихся в кружках – оптимальный (количество предметных кружков и факультативов приходящихся на одного ученика – 0,3, что выше областного показателя в 3 раза). Учащиеся школы принимают активное участие с достаточно высокой результативностью в районных и областных мероприятиях. Около 50% детей ежегодно отдыхают в школьном летнем оздоровительном лагере, организуются профильные группы (экологическая, спортивная, иностранных языков).
Уровень нравственной воспитанности – 60-65% (допустимый). Сложившаяся в школе система воспитательной работы достаточно эффективна, но требуется дальнейшее совершенствование: расширение сети кружков и секций в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, оптимизация выбранного комплекса методик и процедур диагностирования.
Классные руководители успешно используют в своей работе технологии игровой деятельности, КТД, личностно-ориентированного обучения, способствующих созданию условий для творческой деятельности каждого воспитанника. Однако необходимо расширять информационное поле педагогов об эффективных педагогических технологиях в воспитательной работе.
Таким образом, существует проблема дальнейшего повышения уровня нравственной воспитанности.
Инновационные механизмы решения проблемы:
Реализация программы “Воспитательная система” и подпрограммы “Развитие ученического самоуправления”.