Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Спицынская средняя общеобразовательная школа

п. Ленинская Искра Котельничского района Кировской области

 

.                                                                                                                         «Утверждаю»

Директор школы

   _________________________

Ошурков И.В.

Приказ № ________ от___________

 

 

 

Программа здоровья

 «Школа, в которой здоровым и спортивным

 быть модно!»

 

                       Составили:

Гулина Галина Петровна

                                                                                              заместитель директора по

 воспитательной работе

 

 

                                                                                              Козлова Ирина Анатольевна

                                                                                              социальный педагог

                                                                                              первой квалификационной

                                                                                              категории

 

 

 

 

 

 

п. Ленинская Искра

2017 год

Проблематика программы

                Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности.

         Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

        Характеристика ситуации

Проблемы здоровья населения России, и в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной длятревоги, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических средств, раннее начало половой жизни, малоподвижный образ жизни, смена приоритета занятий спортом на увлечение информационными технологиями, отсутствие условий в провинции для занятий разными видами спорта и других нерешенных проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников, педагогов, родителей.

Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым.

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, созда­ние условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физиче­ского, психического и духовного очень актуальны сегодня, стоят на одном из первых мест реформы общеобразовательной школы, становятся приоритетным направлением современной образовательной системы.Не случайно в Проекте Концепции развития образования до 2020 года «Наша новая школа» перспективы развития общего образования связываются с обеспечением здоровья каждого участника образовательного процесса, индивидуального подхода к обучающимся, создания стимулов для здорового образа жизни.

В новом Федеральном законе от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.41 «Охрана здоровья обучающихся» включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; ст.43 «Обязанности и ответственность обучающихся» гласит, что обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.

       Таким образом, следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев­ной жизни.

  Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – ЗДОРОВЬЕ.

 Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса.

 

Анализ состояния здоровья детей в школе

Сложившаяся в школе система здоровьесбережения дает в целом стабильно хорошие результаты здоровья. Этому способствуют такие факторы: проживание в сельской местности, отдаленность от города, зеленая зона, чистый воздух, тишина, обучение в одну смену, условия для проведения физкультурных занятий на свежем воздухе, занятий зимними видами спорта.

Сравнительный анализ показателей медицинского осмотра обучающихся за 2016, 2017, 2018 годы показал стабильность результатов. Виден незначительный рост заболеваний лор-органов на 5 %, желудочно-кишечных заболеваний на 2%, эндокринных заболеваний на 2%. Значительно снизился уровень  заболеваний глаз по сравнению с 2016 годом на 12%, с 2017 годом еще на 5%. По другим показателям результаты стабильны. Реализованные социальные проекты способствовали снижению заболеваний глаз, нарушений осанки, повышению двигательной активности обучающихся. Работа с родителями, введение неполных обедов повысили охват обучающихся организованным питанием до 94%, что также способствует снижению заболеваемости.

Сравнительный анализ распределения обучающихся МКОУ Спицынская СОШ п. Л Искра по группам здоровьяза 3 года (2016, 2017, 2018 годы) показал, что результаты стабильно хорошие. Наблюдаем рост показателей с 1 группой здоровья на 6%. Количество обучающихся с 3 группой здоровья стабильно составляет 3-4%. Нет в школе ребят с 4 и 5 группой здоровья (см. Приложение 1).

Новизна

Обучение без потерь здоровья учащихся является сложным творческим процессом.    В настоящее время мы ведем постоянный поиск эффективных методов оздоровления наших детей:

  1. интеграция сотрудничества с объектами социальной среды поселка, города с целью проведения физкультурно-спортивных, оздоровительных мероприятий, занятий по формированию ЗОЖ;
  2. разработка и реализация проектов, направленных на формирование и поддержку здорового образа жизни по результатам мониторинга;
  3.  активное привлечение самих детей к профилактической работе по ЗОЖ;
  4. позитивная первичная профилактика, ориентация не на патологию, а на потенциал здоровья;
  5.  введение в школе моды на здоровый образ жизни и занятия спортом среди всех участников воспитательного процесса.

 

 Цель: создание оптимальных условий в образовательном учреждении, направленных на  формирование, сохранение и укреплениекультуры здоровья,на повышение качества образования.

Задачи:

  1. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
  2. Формирование у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью.
  3. Формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения.
  4. Пропаганда здорового образа жизни, формирование сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
  5. привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  6. проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья
  7. Изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение.
  8. Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
  9. Четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы

10)Развитие здоровой, комфортной и безопасной образовательной среды

     11)Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов.

 

Предполагаемый результат

  • использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;
  • снижение показателей заболеваемости детей;
  • сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, исключение употребления ПАВ;
  • наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
  • повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
  • повышение уровня общей физической активности;
  • наличие банка данных по методологической, диагностической деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованностипедагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.

        Применение программы должно обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды.

Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы.

При оптимизации решений социальных (экология, образование, право на труд, отдых,соцзащиту и др.) и медико-социальных( рациональный режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства- сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.

Нормативно-правовой и методической основой Программы являются:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмом Минобразования от 12.07.2000г. №22-06.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений»
  • Приказом Минобразования РФ от 15.01.2002г. №76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях», Приказа Минобразования РФ от 07.08.2000г. №2414
  • Федеральный государственный образовательный стандартначального,

основного  общего образования;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 № 189
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы («Письмо МОРФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03.2002);
  • Программа развития МКОУ Спицынская СОШ п. Л. Искра
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
  • локальные акты школы, регламентирующие вопросы охраны здоровья обучающихся

    Теоретическая часть

    Ведущими концептуальными понятиями выступают:

    Здоровье – социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности действий по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).

    Здоровый образ жизни – индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учётом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

    Здоровьесберегающие технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития психического и физического здоровья всех субъектов образования, с одной стороны, и методы, которые направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, с другой.

    Основу реализации программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.

    Исследованием проблемы формирования здоровьесберегающей среды в школе занимались такие учёные, как Брехман И.И., Виленский М.Я., Вишневский В.А., Зайцев Г.К., Ирхин В.Н., Казин Э.М., Калачёв Г.А., Лищук В.А., Мосткова Е.В., Татарникова Л.Г. и многие другие.

    Изучив и проанализировав их работы, можно сделать вывод, что термин «здоровьесберегающая педагогика» собирательный, он включает в себя:

  •  педагогическую систему, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовывать при проведении учебно-воспитательного процесса;
  •  образовательную систему, провозглашающую приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающую его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей;
  • область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержание учебно-воспитательных программ с учётом интересов здоровья учащихся и педагогов.
  • Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:

  • здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • здоровьесберегающие медицинские технологии;
  • здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
  • В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:

    1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

    2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

    3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;

    4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
  • В основе здоровьесберегающих технологий в образовании лежит идея сбережения здоровья обучающихся, что само по себе является элементом права на здоровье.

    Образовательное учреждение, в свою очередь, несет ответственность за создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

    Здоровьесберегающая организация учебного процесса определяется, в том числе, документами, закрепляющими существенные моменты его построения, определяют существенные условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся. Например, к ним можно отнести:

  • установление единого максимально допустимого количества часов в неделю с учетом ее продолжительности для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения;