Страница 1 2 3 4 5 6 7 

Уровень образовательной подготовки обучающихся

Одним из основных направлений деятельности школы является обеспечение образовательной подготовки обучающихся.

Имеется тенденция роста уровня обученности: в 2004 году – 98%, в 2005 году – 99,1% и качества знаний: в 2004 году – 38,9%, в 2005 году – 40,1%.

Уровень качества знаний самый высокий в начальной школе (58%), а в основной школе он ниже (40%), что объясняется снижением контроля со стороны родителей, особенностями переходного возраста; в старших классах уровень качества знаний вновь возрастает (53%), одной из причин этого является  то, что обучающиеся осознанно принимают решение о выборе путей продолжения образования.

Учащиеся школы успешно участвуют в районных и областных предметных олимпиадах, областной научно-практической конференции «Человек-природа» 2005 год – диплом II степени; Региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее»: 2003 год – дипломы 1  степени;

 Растет популярность среди школьников интеллектуальных конкурсов «Кенгуру» и «Русский медвежонок» (есть призеры районного и областного уровня).

Резервом к повышению показателей качества обучения является своевременное выявление обучающихся с ЗПР, организация с ними коррекционных занятий специалистов (дефектолога, логопеда),  освоение педагогами технологии уровневой дифференциации, диагностического подхода к управлению качеством образования, расширение сети кружков, факультативов, спецкурсов, разработка программы «Одаренные дети», совершенствование деятельности школьного по научно-исследовательской работе.

Таким образом, в настоящее время существует проблема наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

Инновационные механизмы решения проблемы:

  1. реализация идей предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сельского социокультурного  комплекса;
  2. подготовка учащихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности через региональный компонент «Основы проектной деятельности» и «Основы проектирования»;

Готовность выпускников к продолжению образования и труду

Стабильно высокий показатель количества выпускников школы, поступающих в высшие и средние учебные заведения - до 100%, около 55% выпускников 9 класса продолжают обучение в учебных заведениях начальной профессиональной подготовки, а остальные продолжают обучение в школе.

Более 20 лет осуществляется профессиональное обучение по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», и «Швея-мотористка»,  юноши и девушки получают удостоверение.

Подготовке обучающихся к труду, формированию навыков опытнической работы способствует их деятельность на пришкольном учебно-опытном участке, который является двукратным победителем областного смотра конкурса ПУОУ. Складывается тенденция увеличения доходов от реализации  продукции, выращенной на пришкольном участке, удешевления питания учащихся школы.

Сотрудничество с СПК «Искра» позволяет школе ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях рынка труда, совместно с кадровой службой осуществлять профориентационную работу. Традиционно ежегодно колхоз предоставляет школьникам рабочие места в период летних каникул, где в составе ученической производственной бригады «Бригантина» учащиеся наравне с взрослыми выполняют производственные задачи, а осенью учащиеся помогают в уборке урожая.

Таким образом, проблема - в создании условий для овладения обучающимися навыками формирования индивидуальной образовательной траектории, а в дальнейшем – проектирования профессиональной карьеры.

Инновационные механизмы решения проблемы:

  1. реализация программы «Подготовка выпускников к продолжению образования и труду»;
  2. реализация подпрограммы «Взаимодействие школы и СПК «Искра».
  3. разработка и реализация проекта “Организация предпрофильной подготовки”.

Управление образовательным процессом

         С позиции управления, основанного на системном подходе, важным является владение информацией о том как:

  • протекает образовательный процесс и каковы его результаты;
  • осуществляются обеспечивающие процессы и как они влияют на основной;
  • создаётся адаптивная среда и каковы перспективы её развития и совершенствования.

        1. Анализ формальных результатов: соответствие знаний учащихся госстандартам по итогам экзаменов; количество выпускников; процент выпускников, поступивших в вузы; квалификация педагогов и т.п.

        2. Анализ динамики развития учащихся: тестирование психофизиологических показателей и здоровья учащихся; познавательной сферы учащихся (память, внимание, мышление); личностной сферы (мотивация, лидерство, ценности, предпочтения деятельности, коммуникативные способности и т.д.).

        Получение и анализ этих результатов связан с основной целью образовательного процесса - обеспечением возможности каждому ученику для развития своих склонностей и познавательных интересов, для саморазвития и самореализации.

          Эти два блока экспертизы для образовательного учреждения являются уже традиционными и достаточно хорошо методически обеспеченными, но анализ психолого-педагогической организации образовательной среды, предложенный автором Ясвиным  Витольдом Альбертовичем, пока носит инновационный характер и позволяет взглянуть с новых позиций на процесс управления образовательными ресурсами школы.

           Данная методика даёт характеристику образовательной среде, её структуре и выделяет параметры образовательной среды, которые, безусловно, в определённой степени связаны друг с другом, и в то же время каждый из них может иметь свой низкий или высокий показатель, независимо от уровня показателей других параметров. Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить её системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды школы.

         Ежегодно, проводя экспертизу школьной образовательной среды (на уровне всей школы или отдельных классов) «внутренними» силами, то есть так называемым методом включенной экспертизы, администрация (или отдельный учитель) может обеспечить чёткий контроль над динамикой её развития, целенаправленно корректировать это развитие путём перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра.

          Особый интерес для анализа управленческой ситуации в школе может представлять отмечаемая разница экспертных оценок образовательной среды со стороны директора, заместителей, педагогов, родителей, при этом, не выясняя, кто из них «прав», а кто – нет. А осмыслить, почему одна и та же ситуация воспринимается по-разному с разных функциональных позиций. Выводы, полученные в результате такого анализа, могут стать важным фактором совершенствования управленческой системы школы.

Преодоление противоречий между социальным заказом на непрерывное образование ребёнка и возможностями его реализации решается через проблему создания развивающей среды для учащихся, показателями сформированности  которой являются:

1.Оптимальный уровень образовательной подготовки обучающихся (99,2%).

2.Тенденции роста:

  • уровень обученности (с 98,4% в 1999 году до 99,1% в 2005 году);
  • уровень качества знаний (с 39,8% в 1999 году до 40,1% в 2005 году)
  • количество медалистов (стабильно 2 – 5 человек);
  • поступаемость в ВУЗы (стабильно до 50% человек);
  • уровня здоровья  (наметилась тенденция улучшения общего состояния, снижения заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы).

         3.Регулярное результативное участие школьников в районных и областных предметных олимпиадах, различных конкурсах и смотрах районного, областного и регионального уровня.

          Условия для непрерывного образования обучающихся создаются через учёт преемственности и отслеживание уровня сформированности базовых умений и навыков, систему предметных кружков, факультативов; организацию работы с учащимися  к поступлению в ВУЗы в рамках уроков, внешкольных занятий, консультаций и индивидуальных занятий.

         Главным компонентом и результатом процесса  является образованность – это мера достижения личностью выпускника такого уровня развития, который с одной стороны отвечает стандартам, а с другой жизненным устремлениям. Сегодня важно выращивать качество только в положительном эмоциональном поле. Если человек воспринимает спектр ценностей, то у него появляется компетенция. Успешность любого субъекта определяется компетентностью его в различных областях знаний.

Инновационные механизмы решения проблемы:

Реализация мониторинга «экспертизы школьной образовательной среды»

Уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности

Уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств возрос в связи с деятельностью в 2001-2004 году РЭПП с 62 до 66%. Выявлен допустимый уровень сформированности умений и навыков для ведения опытно – экспериментальной работы. За 3 года он вырос с 68% до 72%.

Нововведения перешли из разряда локальных к модульным и системным, наиболее значимым мотивом к освоению новшеств в школе является осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

Резервы: планирование профессиональной карьеры педагогов, включение новых участников в деятельность экспериментальной площадки, повышение эффективности методической работы, курсовая подготовка, участие в работе   семинаров, научно – практических конференций, обобщение передового педагогического опыта, гибкое использование системы доплат и надбавок, подготовка сетевых учителей.

Таким образом, проблема заключается в том, что необходима подготовка педагогического коллектива к работе в условиях профильного обучения, проектной деятельности.

Инновационные механизмы решения проблемы:

1)создание адаптивной модели методической службы;

2)курсовая подготовка педагогов в новых условиях с получением образовательного сертификата.

Удовлетворенность обучающихся, педагогов, родителей организацией образовательного процесса

         Воплощение идей формирования адаптивной  образовательной среды приводит к поиску  новых форм и методов организации учебно – воспитательного процесса.

Классно – урочная  система не всегда даёт возможность ученику выбрать уровень усвоения, который соответствует его  способностям, потребностям и возможностям. Поэтому в 2001 – 2002 учебном году мы выбрали циклопоточную систему обучения в 8-11 классах, как одну  из моделей  учебного процесса, который сочетает идеи внешней и внутренней дифференциации и создаёт комфортные условия для включения каждого ученика в деятельность соответствующую его зоне ближайшего развития (ЗБР).

         Из бесед с учащимися, результатов наблюдений на уроках отмечается психологическая комфортность, рост доверительности, ответственности, заинтересованности детей. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся потоков. Позитивным результатом циклопоточной системы мы так же считаем успешное участие в областном эксперименте по ЕГЭ, где средний бал учащихся по математике = 4,17 – это на 1 балл выше областного.

Выявлению уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса его организацией в школе служат мониторинговые исследования. Респондентами являются обучающиеся 2-11-х классов, их родители, педагоги.

Высокий уровень удовлетворенности образовательным процессом выявлен у обучающихся начальных классов, далее прослеживается тенденция снижения уровня удовлетворенности с увеличением возраста обучающихся.

Исследование показало, что у обучающихся школы сохраняется не достаточно высокий уровень познавательного интереса на протяжении всех лет обучения, однако он снижается в 8, 9-м классах.

Большинство обучающихся чувствует себя в школе комфортно. Уровень удовлетворенности старшеклассниками деятельностью классных руководителей достаточно  высокий.

Уровень удовлетворенности педагогов организацией своего труда достаточно высокий. Учителя испытывают удовлетворение от оценки своей деятельности администрацией и коллегами, от условий для профессионального роста, организации научно-методической работы, учебной нагрузки и пр. Уровень удовлетворенности отношениями с родителями средний. Учителя не удовлетворены оснащенностью предметных кабинетов.

Большая часть родителей удовлетворена образовательными услугами, которые оказывает школа. Большинство родителей удовлетворено   отношением педагогов к их детям, объективной оценкой их знаний, cозданием в школе условий для развития детей с учетом их интересов и склонностей. Уровень удовлетворенности по таким показателям, как объем учебной нагрузки, условия для сохранения здоровья детей, взаимоотношения учащихся в классном коллективе – выше среднего.

Таким образом, проблема заключается в совершенствовании адаптивной образовательной среды в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Инновационные механизмы решения проблемы:

1)реализация программы «Преемственность между модулями: дошкольное отделение – начальная школа – основная школа – старшая школа», подпрограммы «Адаптационный период в школе»

2)использование технологии проектной деятельности в управлении образовательным процессом,

3)обновление циклограммы мониторинга.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

         Материально-техническое оснащение образовательного процесса достаточное.  Имеются оборудованные учебные кабинеты (26), в том числе – современный кабинет информатики, зал ритмики,  а также мастерские, теплица, школьная столовая на 120 мест, библиотека, спортивный зал, спортивный стадион, детская спортивная площадка.

         В школе ежегодно проводится серьёзная  работа по сохранению зданий и имущества. За счёт учебных средств удалось приобрести комплект учебной мебели в класс математики и в класс информатики. Традиционно осуществляется проверка готовности школы к следующему учебному году (проверяется тепло-, водо-, электроснабжение, состояние канализации, пожарная безопасность, состояние мастерских, учебных кабинетов, спортивного зала и оборудоания). Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности, с этой целью регулярно проводится контроль состояния кабинетов, инструктажи работников и учащихся по ОТ и ПБ.

Тем не менее, выявилось противоречие между необходимым для современной сельской школы уровнем материально-технического обеспечения и реальным  его уровнем.

Таким образом, существует проблема дальнейшего совершенствования предметно-пространственной среды.

Инновационные механизмы решения проблемы:

  1. привлечение внебюджетных средств,
  2. участие в грантовых конкурсах,
  3. оснащение кабинетов  современным лабораторным оборудованием,
  4. создание мультимедиа фонда библиотеки.

Итак, в результате стратегического анализа выявлены проблемы, решению которых будет способствовать реализация комплекса целевых программ и подпрограмм:

1.Формированию среды, сохраняющей и обеспечивающей физическое и нравственное здоровье учащихся, способствующей развитию творческих способностей учащихся, препятствует недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база школы;

2.Реализации образовательных потребностей школьников препятствует недостаток следующих условий: отсутствие мотивации всех участников образовательного процесса на его качество; преобладание информационно-репродуктивного типа познавательной деятельности;

3.Развитие физически и нравственно здоровой, образованной, духовно богатой и социально-активной личности невозможно в отсутствии адаптивной образовательной среды;

4. Развитию детского самоуправления, которое обеспечит повышение уровня воспитанности учащихся, мешает низкая результативность воспитательной работы классных руководителей; отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения;

5.Улучшению материально-технической базы школы мешает отсутствие  дополнительных  источников финансирования образовательного учреждения.

Проблема и причины ее появления

2. Ведущие идеи концепции

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов. При этом под доступностью образования понимается возможность реализации права обучающегося на получение той или иной образовательной услуги, под качеством - соответствие образовательной услуги запросам личности, общества, государства, а под эффективностью – рациональность использования всех видов ресурсов для обеспечения доступности и качества образования.

Запросы личности в получении образования ориентированы на удовлетворение ее интересов, потребностей, склонностей через реализацию права выбора индивидуальной образовательной траектории, которая рассматривается как организационная форма, способствующая социальной успешности обучающихся.

Запросы государства на образование сформулированы в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, в которых говорится о том, что модернизация образования предполагает его ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие у них опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические знания выпускников с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело, происходит смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Основной целью и результатом компетентностно-ориентрованного образования является сформированность у выпускников их компетентностей и компетенций: рефлексивной, технологической, проектной, коммуникативной, информационной, социальной.

Идея реализации компетентностно-ориентированного образования получила дальнейшее развитие в Федеральном компоненте  государственного образовательного стандарта общего образования в форме требований к целям и результатам обучения.

Выпускник начальной школы должен знать и понимать:

-Значение учебной деятельности для развития человека.

-Правила учебного сотрудничества.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

-Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;.

-Использовать измерения разными способами (шаги, рулетка, линейка, термометр) для решения практических задач.

-Правильно, осознанно читать (про себя) текст художественный, научно-популярный (независимо от скорости).

-Выделять главную мысль высказывания, текста.

-Распределять объекты в группы по общему признаку (такие же, как…).

-Называть в последовательности действия для решения учебной задачи (отвечать на вопрос «Как я это делаю?»).

-Соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом (отвечать на вопрос «Такой ли я получил результат?»).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-Устанавливать и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта.

-Устно описывать объект наблюдения.

-При измерении пользоваться соответствующими приборами и инструментами.

-Читать выразительно вслух текст, соблюдая интонации, паузы. логические ударения (независимо от скорости чтения).

-Находить ошибки в своей и чужой учебной работе (арифметические, грамматические и др.) и устранять их.

Выпускник основной школыдолжен:

-видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;

-обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации;

-активно владеть знаниями и умениями, предусмотренными государственным образовательным стандартом;

-обладать первичным социальным опытом, позволяющим ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его, быстро меняющемся мире;

-уметь делать осознанный выбор, по крайней мере, на уровне той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за этот выбор.

         Результат старшей школы – готовность к социализации, становление человека:

-готового к свободному гуманистически ориентированному выбору;

-обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни;

-уважающего себя и других;

-терпимого к представителям других культур и национальностей;

-независимого в суждениях;

-открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

        Проанализировав существующие ресурсы, мы выделили несколько практических предпосылок создания программы:

  • возможность создания центра, объединяющего учреждения дошкольного, общего, дополнительного, начального профессионального образования;
  • объединение ресурсов образовательных учреждений для более рационального использования: учебно-материальной базы, кадрового потенциала, финансово-экономического обеспечения деятельности;
  • возможность привлечения ученического ресурса других образовательных учреждений района и города;
  • формирование и развитие предпрофильного, профильного обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • формирование информационных сред (школьной, внешкольной, семейной и др.), чтобы обеспечить доступ сельского населения к новейшей информации.

Образование должно стать ключевым звеном подготовки специалистов, способных работать в условиях роста конкуренции, структурных и качественных изменений в экономике современного общества.

Одним из условий осуществления компетентностно-ориентированного обучения является совершенствование адаптивной образовательной среды школы (содержание экспериментальной работы в 2002 –2005 г.г.).

АОС школы

Стратегическая цель школы: создать условия для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры через обеспечение доступности в получении качественного образования на основе эффективного использования ресурсов.

Страница 1 2 3 4 5 6 7