Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 класс |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно- действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
|
-Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. -Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. -Методика «Кем быть» -Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Проф.просвещение: - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий - сочинения на тему «Пусть меня научат» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов: - кто работает в нашей школе? (экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - экскурсия в школьные мастерские - беседа: мое любимое занятие |
Поисково- зондирующий 5-7 классы |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН. |
Проф.просвещение: - Встречи с интересными людьми (профессионалами) - Экскурсии - Ролевые игры - Конкурсы - Практическая, трудовая, общественно-значимая работа Темы классных часов: 1. Предприятия нашего района, города, (походы, экскурсии) 2. Всякий труд надо уважать
|
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
- элективные курсы, проф.ориентационный курс «Твоя проф.карьера», уроки технологии, - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией -психолого-педагогическая диагностика -индивидуальные и групповые консультации. Профпросвещение: - информация о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - неделя (дни) проф.ориентации - встречи с представителями техникумов, колледжей, училищ. |
Профильно- адаптационный 10-11 классов |
Период уточнения социально- профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов. Основной акцент необходимо делать на ценностно- смысловую сторону самоопределения |
-Дискуссии, круглые столы, психодиагностика личностных и профессиональных качеств Проф.просвещение: - встречи с представителями разных профессий, представителями вузов и ссузов, - ярмарка профессий, - посещение дней открытых дверей учебных заведений -психологические странички, проводимые на классных часах. Индивидуальные и групповые консультации |