Страница  2  3  4  5  6 

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический 1-4 класс

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно- действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. 

 

-Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

-Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

-Методика «Кем быть»

-Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Проф.просвещение:

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

 - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы

профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

 - игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов:

 - кто работает в нашей школе? (экскурсия)

 - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

 - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие

Поисково- зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН. 

Проф.просвещение:

- Встречи с интересными людьми (профессионалами) 

 - Экскурсии

 - Ролевые игры

 - Конкурсы 

 - Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов:

1. Предприятия нашего района, города,  (походы, экскурсии)

2. Всякий труд надо уважать

 

Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.  Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, проф.ориентационный курс «Твоя проф.карьера»,  уроки технологии,

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

-психолого-педагогическая диагностика

-индивидуальные и групповые  консультации. Профпросвещение:

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства

 - знакомство с правилами выбора профессии

- неделя (дни) проф.ориентации

- встречи с представителями техникумов, колледжей, училищ.

Профильно- адаптационный  10-11 классов

Период уточнения социально- профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов. Основной акцент необходимо делать на ценностно- смысловую сторону самоопределения 

-Дискуссии, круглые столы, психодиагностика личностных и профессиональных качеств Проф.просвещение:

- встречи с представителями разных профессий, представителями  вузов и ссузов,

- ярмарка профессий,

- посещение дней открытых дверей учебных заведений

-психологические странички, проводимые на классных часах. Индивидуальные и групповые консультации

Страница  2  3  4  5  6