Страница 1 2 3 4 5 6 7 

3.Стратегия деятельности в рамках Программы развития

Разработка и реализация исследовательской программы экспериментальной работы, проектов «Организация предпрофильной подготовки», «Организация профильного обучения», «Школа – образовательный центр», «Взаимодействие с социокультурным комплексом села»  – пути решения выявленных в ходе стратегического анализа проблем.

Цель программы: «Создать модель подготовки конкурентоспособного выпускника в условиях сельской школы образовательный центр».

Объект исследования: эффективная модель организации и реализации ОУ в условиях сельской местности.

Задачи эксперимента:

1.Изучить состояние проблемы современного подхода модернизации сельской школы в педагогической литературе.

2.Проанализировать положительный опыт работы школы по данной проблеме.

3.Наметить приоритетные направления применения новой модели.

4.Разработать и апробировать механизм управления качеством образования на основе модели «Сельский социокультурный комплекс».

5.Определить критерии и показатели качества образования в сельской школе.

6.Разработать и апробировать систему мониторинга.

7.Выявить эффективность использования программно-целевого подхода в решении проблемы управления качеством образования.

8.Проанализировать результат и обобщить опыт работы по проблеме.

Сроки эксперимента: с 1 сентября 2005 по 31 августа 2010 г.

        Предмет исследования – образовательная среда школы и окружающий её социум.

Гипотеза: если будет организована и внедрена научно и практически обоснованная адаптивная модель школа образовательный центр, то появится устойчивый механизм развития ОУ, обеспечивающий  комплекс условий для    формирования гармонично развитой, социально активной, адаптированной личности, соответствующей социальному и региональному заказам.

Этапы эксперимента:

1.Подготовительный (апрель – август 2005 г.).

2.Организационный (сентябрь-декабрь 2005 г.).

3.Практический (январь 2006г. – декабрь 2009г.).

4.Контрольно-оценочный (январь – август 2010г.).

База эксперимента - коллектив школы (ученический, педагогический, родительский).

Социальная целесообразность реализуемой модели:

  • доступность качественного образования учащимся сельских школ;
  • социальная самореализация выпускников школы;
  • развитие образовательной культуры и профессиональная ориентация, в том числе и на сельскохозяйственные профессии;
  • закрепление молодых семей на селе, развитие социальной инфраструктуры.

Положительные ожидания:

  • доступность использования совместных ресурсов учащимися ОУ;
  • развитие коммуникации: дети представители разных населённых пунктов получают возможность общения, дальнейшей социализации и повышения культуры общения;
  • возможность развития и реализации  разносторонних творческих потенциалов у всех субъектов образовательного процесса;
  • создание условий для развития педагогов и обучения через участие в совместных образовательных проектах и программах;
  •  разработка индивидуальных образовательных траекторий развития учащихся;
  • возможность равного доступа к информационным ресурсам;
  •  возможность координировать, согласовывать  выбор  траекторий развития каждого ОУ, обеспечивая создание единой образовательной сети района.

Оформление результатов

Программы

1. Институциональный уровень:

  • Образовательная программа школы.
  • Программы основного образования.
  • Программы дополнительного образования.
  • Программы по приоритетным направлениям работы школы («Преемственность между модулями: дошкольное отделение – начальная школа – основная школа – старшая школа»,  «Здоровье», «Подготовка выпускников к продолжению образования и труду»,  «Воспитательная система», «Одаренные дети»).
  • Подпрограммы  («Адаптационный период в школе», «Взаимодействие школы с СПК Искра Котельничского района, «Взаимодействие школы и социума в валеологическом воспитании», «Развитие ученического самоуправления».

2. Уровень сообществ образовательного процесса

  • Программа развития методической службы.
  • Планы работы профессиональных объединений.
  • Программы и планы работы органов ученического самоуправления.
  • Программа работы с семьёй.
  • Планы работы Совета школы.

3. Уровень субъектов образовательного процесса

Учителя:

-Образовательные программы по предметам,

  • Технологические карты.
  • Обновлённое календарно-тематическое планирование.
  • Современные подходы к планированию урока.
  • Программы и планы работы классных руководителей.
  • Планы работы учителей-экспериментаторов.
  • Планы самообразования.

Учащиеся:

  • Индивидуальные учебные планы.
  • Технологическая карта ученика.
  • Программы саморазвития.

Стратегический подход к развитию территориальной системы образования наряду с изменением финансово-хозяйственных механизмов, кадровых ресурсов и механизмов работы с кадрами, механизмов взаимодействия с субъектами внешней среды территориальной системы образования, информационных потоков внутри территориальной системы образования, предполагает также приведение самой структуры сети образовательных учреждений в соответствие с новыми задачами, стоящими перед территориальной системой образования[1].

Цели реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений

Необходимость изменения структуры сетей учреждений общего образования в новых условиях связана с реализацией концепции модернизации российского образования, в которой поставлена задача повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Поэтому, наряду с другими целями, связанными с реализацией стратегии модернизации образования территории, основными целями, которые должны быть достигнуты в процессе реструктуризации, являются [2]:

1. Обеспечение полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности (в том числе для осуществления права выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории профильного обучения).

2. Повышение адекватности образовательных услуг сетевых элементов потребностям учащихся разного возраста (в том числе старшеклассников).

3. Рационализация использования ресурсов в сети общеобразовательных учреждений (в том числе для организации профильного обучения) на основе их концентрации и перераспределения.

Реализация названных целей реструктуризации сетей учреждений общего образования и требований к их новому состоянию должна базироваться на следующих идеях:

- новое качество должно обеспечиваться не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений в целом;

- необходимо обеспечение внутрисетевого, внутрисистемного и межведомственного взаимодействия;

- необходима специализация учреждений или их крупных структурных подразделений, в том числе целесообразно создание школ-образовательных центров.

Одним из путей предоставления для учащихся доступности к получению качественного образования на основе эффективного использования ресурсов является создание в образовательных сетях школ-образовательных центров».

Образовательный центр – это многопрофильное общеобразовательное учреждение, обеспечивающее учащимся 3-ей ступени право выбора индивидуальной образовательной траектории (индивидуального профиля обучения).

Очевидно, что количество выборов для реализации старшеклассниками индивидуальных образовательных траекторий будет тем больше, чем больше количество условных классов-комплектов в параллелях 10-х и 11-х классов (в условиях сельской сети – не менее 3-х классов комплектов, в условиях городской сети – не менее 6-и условных классов-комплектов).

Управление развитием школы всегда выводит ее в инновационный режим деятельности, который обеспечивает выполнение «шага развития». Одной из управленческих технологий, позволяющей организовать продуктивную инновационную деятельность, является проектирование. Продуктом проектирования деятельности школы образовательного центра является создание многопрофильной школы, обеспечивающей право старшеклассников на реализацию индивидуального профильного обучения.[3]

5. Ожидаемый результат.

         Создание новой модели ОУ школа образовательный центр, обеспечивающей вариативность образования, создающей условия для формирования гармонично развитой, социально активной, адаптированной личности, соответствующей социальному и региональному заказам.

Модель выпускника дошкольного отделения

  1. Здоровье и физическое развитие.
  1. физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме,
  2. физически подготовлен к продолжению обучения:

- владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту,

- хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения,

- подвижен и ловок,

- развита мелкая мускулатура рук, (уверенно владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,

  1. сформирована привычка к здоровому образу жизни:

- сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой,

- сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.

  1. Развитие познавательной деятельности.
  1. кругозор выпускника:

-сформированы развернутые и конкретные представления о мире,

-устанавливает доступные причинно – следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира,

  1. речь выпускника:

- устная речь содержательна, эмоциональна, выразительна,

- речь фонетически и грамматически правильная,

- использует речь как инструмент мышления ( умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание),

  1. познавательная активность, самостоятельность выпускника:

- ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,

- способен к самостоятельному решению творческих ( умственных, художественных и др.) задач,

  1. сформированы интеллектуальные умения:

- определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове,

- сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения,

- способен сделать умозаключение и выводы на основе имеющихся знаний,

  1. сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:

- ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут,

- способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого.

- способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.,

  1. сформированы основы художественных способностей :

- развиты художественное мышление, сенсорные способности,

- умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.

  1. Поведение и общение.
  1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками:

- устанавливает дружеские отношения,

- готов к коллективным формам деятельности,

- умеет разрешать самостоятельно конфликты мирным путем,

  1. принимает и соблюдает социальные и этические нормы,
  2. сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе,
  3. способен управлять своим поведением и способами общения,
  4. способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.
  1. Мотивационная готовность к обучению в школе.
  1. желает учиться в школе,
  2. имеет познавательный и социальный мотив учения.

 


[1] Ларина В.П. Проектирование деятельности школ-образовательных центров. Учебно-методическое пособие Киров 2006г.

[2] Фишман Л.И., Дудников В.В. Материалы семинара для сотрудников территориальных органов управлений образованием Кировской области, 25.07.05-29.07.05

[3] Ларина В.П. Проектирование деятельности школ-образовательных центров. Учебно-методическое пособие Киров 2006г.

Страница 1 2 3 4 5 6 7