Главная » Статьи » Статьи

Агрессивное поведение подростков
Агрессивное поведение подростков

1. Общая характеристика проблемы.
Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что в последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, причем, как в развивающихся, так и развитых, благополучных странах.
В последние годы воспитатели детских садов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе.
Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:
• ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);
• истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);
• издеваться над бомжами («Они — отбросы общества, пусть знают свое место!»);
• избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподает физкультуру!»);
• надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);
• отомстить бывшему возлюбленному (так, одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей "неверной Джульетте").
Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого.
Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия — своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.
Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко.
- Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...
Другая по дороге в детский сад учит:
- Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.
Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.
Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако, не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.
В подростковом возрасте ребёнка мы "собираем урожай", "пожинаем то, что посеяли" на ниве его воспитания. Агрессивность подростков — одно из самых распространенных, болезненных последствий неправильного воспитания.

2. Агрессия, агрессивное поведение и агрессивность.
Агрессия в переводе с латыни означает "нападение", "враждебность". Агрессивное поведение и агрессивность - это разные, хотя и связанные между собой понятия. Агрессивность – это черта характера, свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой.
Агрессивное поведение - это, прежде всего, целенаправленное и преднамеренное поведение, т.е. это сознательное поведение человека. Ведущая роль в организации такого поведения, принадлежит таким личностным образованиям, которые характеризуют систему установок и ценностей личности, уровень сформированности ее самосознания.
Детский и отчасти подростковый период - это период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения.

Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:
1. Прямая физическая агрессия
2. Косвенная
3. Негативизм
4. Обида, зависть, ненависть
5. Подозрительность
6. Чувство вины
7. Вербальная агрессия
8. Раздражение
Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию.
Словесная агрессия гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самими различными — вплоть до уголовного наказания.
Словесная агрессия в поведении подростка выражается в:
- постоянных отпорах, противоречии точке зрения окружающих, выраженном в грубой словесной форме;
- отрицательных отзывах о ком-либо и не всегда объективных критических замечаниях, облаченных в экспансивную и грубую форму — высказывании мыслей активно-агрессивного содержания ("Я его убью!" "Я ему руки-ноги переломаю!" и т.д.) или проклятий в адрес кого-либо;
- выражении недовольства действиями других в виде ругани, брани, использовании обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на причинение обиды другому человеку (акцентирование внимания на недостатках, обидные прозвища, высмеивание каких-либо особенностей внешности или поведения человека, высказывание чувства ненависти и злости по отношению к кому-либо и т.д.);
- беспричинных оскорблениях как знакомых, так и незнакомых людей;
- попытке подчинить своей воле путем словесных угроз или словесного принуждения;
- частых упреках, по большей части безосновательных, в адрес взрослых членов семьи или педагогов;
- повышенном общем тоне разговора.
Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия — причинении боли, физических страданий, драчливости.
Агрессия может также быть косвенной, то есть конкретно ни на кого не направленной. Этот вид агрессии также очень часто распространен среди подростков. Необъяснимые и немотивированные взрывы ярости, громкий крик, топанье ногами, удары ногами об стену или кулаками по столу — все это проявления косвенной агрессии. В качестве агрессивного поведения со стороны подростка можно также рассматривать и его общую склонность к раздражению, а также пассивное или активное противостояние установившимся авторитетам (негативизм).
Косвенная агрессия проявляется в актах вандализма, наблюдения за издевательствами, порчей имущества и одежды.
Раздражение и вечное недовольство тоже способно отравить жизнь окружающим и по природе своей агрессивно. Когда человек обижается на кого-то, он невольно заставляет того переживать чувство вины, часто неадекватной истинной провинности. Чрезмерная подозрительность проявляется нападками и критикой в адрес другого человека, а негативизм саморазрушителен, агрессия в этом случае направляется на самого себя.
Агрессия может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.
Агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой, — возникает в процессе социального научения.
Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за неё в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

3. Половые различия развития агрессии у подростков.
Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
Так, установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: в 11 лет и в 13 лет.
Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу.
В возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Под негативизмом понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.
Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.
В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. У мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек, их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.

4. Типы агрессии подростков:
— гиперактивный — двигательно-расторможенный подросток, который воспитывается в семье в атмосфере вседозволенности по типу «кумир». Для коррекции поведения необходимо выстраивать систему ограничений, применяя игровые ситуации с обязательными правилами;
— истощаемый и обидчивый подросток, которому свойственна повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость, ранимость. Коррекция поведения включает разрядку психического напряжения (поколотить что-нибудь, шумная игра);
— оппозиционно-вызывающий подросток, проявляющий грубость по отношению к знакомым людям, родителям, которые не являются образцом для подражания. Подросток переносит свое настроение, проблемы на этих людей. Коррекция поведения включает решение проблем в сотрудничестве;
— агрессивно-боязливый подросток, который враждебен, подозрителен. Коррекция включает работу со страхами, моделируя опасную ситуацию вместе с ребенком, преодолевая ее;
— агрессивно-бесчувственный ребенок, для которого не свойственна эмоциональная отзывчивость, сочувствие, сопереживание. Коррекция включает стимулирование гуманных чувств, развитие у детей ответственности за свои поступки.

5. Условия становления агрессивного поведения.

1) Семья как фактор агрессивного поведения. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения.
Во-первых, это характер семейных взаимоотношений. Так, постоянные ссоры и скандалы, драки между родителями, постоянная вражда между супругами.
Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном.
Во-вторых, это стиль семейного воспитания. Частые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей.
Каким должно быть наказание? Во-первых, оно должно быть напрямую связано с поведением ребенка, и временной разрыв между проступком и наказанием должен быть минимальным. Во-вторых, нужно проявлять последовательность, когда за одно и то же нарушение всегда назначается одна и та же санкция. Кроме того, не следует грозить наказанием и не осуществлять его. В-третьих, любое наказание требует разъяснений и предложений альтернативных вариантов поведения. Разъяснения помогают ребенку понять, что в его поведении не поощряется и какие предлагаемые альтернативы не создают барьеры в поведении ребенка.

2) Агрессивное поведение связано и с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.

3) Средства массовой информации и, прежде всего, кино и телевидение. То количество агрессии и аморального поведения, которое у нас очень активно тиражируется в СМИ, особенно на телевидение, поражает своим количеством не только Российских психологов, но и независимых международных специалистов. Как Вы думаете, если подросток, с неокрепшей психикой, целый день смотрит передачи про убийства, суды, алкоголь, про аморальное поведение в реалити шоу, то выйдя на улицу он будет действовать очень высоко морально, как его деды и прадеды или как его “научил” телевизор?
Во время регулярных просмотров телепередач ребенок видит, как их герои выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, ребенок вспоминает агрессивные действия, избираемые теле персонажами для решения своих проблем. Эти сцены насилия стимулируют появление агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия. Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляют эту агрессию, оно становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации ребенка. Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

6. Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связаны изначально с двумя основными факторами:
- период полового созревания;
- фактор перехода от детства к взрослой жизни. В связи с неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.
На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак. Избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать её последствия. Бороться с агрессией у подростков с помощью агрессивного поведения взрослого нельзя однозначно, это приводит к тому что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем это приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.
Второй фактор – это взросление не готового к взрослой жизни подростка.
Сколько бесплодных усилий, огорчений и нервов приносит «трудный подросток»? Взрослые жалуются: «Наш с некоторых пор совершенно перестал слушаться, грубит, уроки не учит, от учителей постоянные жалобы на дисциплину…». Учителя выбиваются из сил, родители в отчаянии, а самому подростку и того хуже: опущенная голова, взгляд то затравленный, то полный вызова и обиды на все и вся… Почему так случилось? Ведь все хотели только хорошего. А дело в том, что истинные причины серьезных нарушений поведения ребенка – в глубине и, как правило, не осознаются ни взрослыми, ни самим ребенком. И вот что еще надо понять (и это нелегко), и этим пониманием руководствоваться – в число «трудных» обычно попадают дети не худшие, а те, кто особенно чувствителен и раним. Они «сходят с рельс» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети «обычные». Вот почему «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике или в наказаниях.
Что стоит за нарушением поведения детей?
Первая причина – борьба за внимание. Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, да и задачи осознанной нет – «возиться с ним». А уж когда пошел в школу, то и подавно: «Вырос уже». Поэтому подросток в основном слышит стандартные вопросы: «Поел?», «Погулял?», «Уроки выучил?». И если все в порядке, общение прекращается, ребенок остается наедине со своими заботами и интересами, а то и бедами. А детям трудно примириться с родительским невниманием. Зачастую они прямо попросят маму или папу «посидеть», «поиграть», «погулять», и нередко получают отказ. И вот тогда они находят более верный способ привлечь внимание: непослушание. То сын за телевизор сядет вместо уроков, то одежду не повесит, то магнитофон включит на полную катушку. Родители отвлекаются от своих дел, сыплют замечаниями: «Почему опять…», «Сколько раз тебе…». Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за «победу». Стремление взять вверх над родителями возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемлено его право на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает, когда преимущественными формами общения взрослых с детьми оказываются указания, замечания и опасения. Родители же считают, что делают все правильно: должны же они прививать детям правильные привычки, приучать их к порядку, предупреждать ошибки, вообще – воспитывать. Это – несомненно, но ведь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, а приказы и критика слишком резки, то подросток восстает. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для подростка – отстоять самому право решать свои дела и вообще показать, что он – тоже личность. И не важно, что его решения подчас не очень удачны, даже ошибочны. Зато они свои, а это главное.
Следующая причина – желание отомстить. Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом и в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся. Много и случайных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… И снова в глубине души подростка – переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!».
Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.
Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и родителями, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность.
Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых.
Развязность и грубость, агрессия в словах и в действиях могут быть обусловлены стремлением подростка к подражанию. Ведь период взросления — это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров. Одним из парадоксов этого возраста является одновременное стремление подростка быть самим собой, и в то же время — быть на кого-то похожим, подражать человеку или образу, который укореняется в сознании как идеал. Однако, этот идеал далеко не во всех-случаях является положительным. Многие подростки в качестве примера для подражания выбирают нечто совершенно противоположное общепринятым представлениям.
Как объяснить то, что подросток, имея возможность выбирать между "хорошим" и "плохим" (обозначим таким образом понятия "положительного" и "отрицательного" идеалов), во многих случаях сознательно выбирает "плохое"? Ссоры родителей, взаимные оскорбления, свидетелем которых периодически становится взрослеющий сын или дочь, частые наказания — все это трансформируется в своеобразную модель агрессивного поведения, которая передается ребенку от взрослых. Само по себе физическое или грубое словесное наказание ребенка, насильственное принуждение его к чему-либо — это уже прямой путь к возникновению в его сознании модели агрессивного поведения. Особенно часто агрессию проявляют те дети, которые подвергались физическому насилию со стороны отца. Наказание эффективно и безопасно только в том случае, если ребенок чувствует справедливость наказания и позитивное отношение к себе со стороны родителей, в другом случае наказание всегда ведет к возникновению агрессии. Общая бездуховность семьи, отсутствие положительных нравственных ориентиров приводит к негативизму и агрессии в поведении подростка даже в том случае, если нет никаких иных предпосылок. Подростки, воспитанные на принципе "выживает сильнейший, а слабый достоин только презрения", способны получать удовольствие, причиняя физические страдания другим, более слабым людям; при этом они не испытывают чувства вины.
И последняя причина – сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни подростка в другие. У мальчика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием может быть запущенная учеба, а неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома… В основе смещения механизма неблагополучия лежит низкая самооценка подростка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Его вывод: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это в душе. Внешним же поведением он показывает: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой».

Приглядимся: все исходные стремления неблагополучных детей вполне положительны и закономерны. Это – естественная потребность каждого ребенка в тепле и внимании родителей, потребность в принятии и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха.
Беда «трудных» детей вот в чем: они остро страдают от того, что потребности эти не реализованы, и пытаются восполнить эти нехватки способами, которые ничего не восполняют. Почему же они так неразумны? Да потому что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!» Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что вполне может. Но для этого нужно сначала понять природу эмоционального неблагополучия подростка.

На подростковую агрессию влияют и другие факторы:
- Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию.
- Агрессия в обществе.
- Расслоение общества по социальным позициям. Подросток, видя социальную несправедливость, начинает с ней бороться как умеет, а именно подростковой агрессией.

7. Причины агрессивного поведения подростков:
возрастной кризис
неблагоприятная обстановка в семье, детском саду, школе
комплекс неполноценности
наследственность
гормональные нарушения
заболевания организма
злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами

Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразный крик о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Агрессивное поведение может стать для подростка:
—способом достижения какой-либо цели (как конкретной, так и абстрактной);
—своеобразным способом разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда других способов он либо не может найти, либо их на самом деле не существует;
—способом "блокирования" тех или иных потребностей и желаний, подавляемых более сильными (чаще всего, старшими по возрасту) людьми.

8. Агрессивность подростка — это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать свое отношение к ребёнку, к методам его воспитания.
В подавляющем количестве случаев, агрессия подростков вызвана очень многими факторами, ну и соответственно коррекцию агрессии нужно проводить так же с системным подходом.
Нельзя игнорировать акты подростковой агрессии! Это может привести к тому, что агрессия станет привычной формой поведения личности.
Если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». Подростки активно пробуют социальные нормы и правила «на прочность» и через это определяют границы допустимого в своем поведении. Отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.
Слишком строгое наказание может привести к переносу агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения.
Когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.
В подростковом возрасте впервые происходит отрицание общепризнанной морали, желание идти всем и всему наперекор, создать собственную систему ценностей. Если пытаться влиять на подростка силой, скорее всего, это ни к чему не приведет. Именно по этой причине конфликт подросток-учитель тяжелее всего поддается корректировке, так как педагоги действуют по правилам, не желая уступать, пытаться понять агрессивного подростка, причину его агрессии.

Коррекция агрессивного поведения подростков – это совместный труд родителей, учителей и самого подростка.
Профилактика агрессии у подростков включает:
формирование определенного круга интересов,
привлечение к положительным занятиям (музыке, чтению, спорту),
привлечение к социально признаваемой деятельности (спортивная, трудовая, художественная, организаторская),
избегание проявлений силы относительно подростка,
обсуждение проблем совместно,
прислушивание к чувствам детей,
отсутствие критики, упреков.
С моральной точки зрения поступки человека должны соответствовать определенной социальной норме. Границы этой нормы заданы вековыми устоями и представлениями, например, религиозными. Существенное влияние оказывают также законы и правила этики, действующие в той или иной социально-исторической ситуации. Считается, что «старые» и «новые» правила должны составлять прочный фундамент нравственности. Детей надо учить этим правилам, и тогда они будут жить, не нарушая закона. А всех «нарушителей» можно будет тогда отнести к числу неправильно воспитанных субъектов.
Человек хотел бы видеть жизнь гармоничной, поэтому обычные люди, «обыватели», не думают об истинных, глубинных причинах жестокого поведения. Когда они встречаются с агрессивностью детей и подростков, они склонны видеть в ней только поверхностные, внешние проявления. Для этого существуют некие стандарты. Так, поведение детей, проявляющих раздражение, несдержанность, грубость, оппозицию, неуважение к старшим, рассматривается как результат плохого воспитания, дурного влияния сверстников, книг и фильмов агрессивного содержания и т. д. Эти дети становятся объектом строгих мер воздействия со стороны взрослых, социума в целом: родителей, воспитателей, работников милиции.
Стремление во что бы то ни стало быстро изменить поведение ребенка «в лучшую сторону» связано с весьма поверхностной трактовкой агрессивности. Последняя представляется как сугубо отрицательный феномен. Она, по убеждению родителей, педагогов, мешает правильному формированию личности и должна быть пресечена: строгим воспитанием, наказаниями, запретами и пр. Это отражает своего рода диктат социума, диктат «идеальных» представлений о жизни, согласно которым дети должны быть воспитанны, послушны. Строптивость, капризность, несогласие подавляются. Линия жизни ребенка выпрямляется в соответствии с родительскими взглядами. Может быть, здесь имеет место также и подсознательное ограждение себя от лишних забот и хлопот, которые доставляет родителям «возбудимый», капризный ребенок. Так или иначе, но «агрессивность» заглушается, проявляющий ее ребенок подвергается наказаниям.
Однако результаты такого подхода зачастую обратны вложенным усилиям. Агрессивность у детей не проходит и даже увеличивается. Невесть откуда появляется жестокость, носящая скрытый (косвенный), изощренный характер: дети поступают назло, переводят агрессию на менее защищенные объекты (младших братьев, сестер, бабушку, дедушку, домашних животных). Агрессия также может трансформироваться в невротические симптомы – тики, кусание ногтей, плохой сон, трудности контактов с другими детьми, зажатость, скованность и пр. Так какое же из двух зол меньше: агрессия или невроз? Победили агрессию – вызвали невроз.
Рекомендации родителям
Родителям, дети которых относительно часто проявляют агрессивность в поведении, стоит серьезно задуматься над тем, что ожидает их детей в будущем. Бороться с проявлениями подростковой агрессии можно и нужно. Главное — не забывать, что это — совсем не тот случай, когда "клин клином вышибают". Поскольку доминирующим (осознанным или подсознательным) стремлением в поведении подростка является стремление к самоутверждению, к установлению позиции значимого собственного "я", наиболее продуктивным способом преодоления агрессивных тенденций в его поведении будет предоставление ему позитивной возможности самореализации. Прежде всего, следует проанализировать и пересмотреть, если необходимо, собственные жизненные установки; найти возможность расширить и обогатить духовный мир подрастающего сына или дочери. Этот момент — исключительно важный, несмотря на то, что является как бы подготовительным.
Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка "лицом к себе ", попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству — все это поможет вам "переключить" его энергию при условии ненавязчивого контроля.
Присмотритесь к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то — творчество, искусство.
Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком", от которого ничего не зависит.
Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.
Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда "воспитывать" себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь "потому что".
В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.
Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите подростка возможности действовать назло и в то же время заставите его задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство ответственности.
Научите его состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает, что такое чувство сострадания, как оно может обогатить его духовный мир. На собственном примере, а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым, беспомощным. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.
Уважайте индивидуальность подростка.
Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие человека осуществляется в деятельности — об этом никогда не следует забывать. В том случае, если подростку предоставить возможность деятельности социально значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.
Чтобы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, в этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах. Помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизиться потом будет крайне трудно.
Категория: Статьи | Добавил: azura9799 (06 Фев 2016)
Просмотров: 3689 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]